Проверки по соблюдению законодательства о труде
Последние годы государство постоянно декларирует курс на улучшение инвестиционного климата и снижение давления на бизнес со стороны контролирующих органов. Однако, декларации и реальность часто расходятся в реальности. Так, количество контролирующих органов, которые могут проверять бизнес остается достаточно большим, при этом требования многих норм заимствованных еще из времен СССР часто выполнить для малого бизнеса просто нереально.
Но сегодня мы поговорим только о проверках в сфере соблюдения законодательства о труде. Так, данную сферу уполномочены проверять:
- Государственная служба по вопросам труда (далее - Гоструда);
- Государственная фискальная служба;
- исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин.
Именно Гоструда и исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин наделены наибольшими полномочиями в части проверки использования труда без надлежащего трудоустройства и имеют право применять к работодателям штрафы в данной части.
Гоструда проводит как плановые, так и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся только по охране труда, а именно по вопросам безопасного ведения работ, гигиены труда, промышленной безопасности, безопасности работ в сфере обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения и т.п.
Годовые планы осуществления таких проверок Гоструда обнародует на своем официальном сайте (в Одесской области www.dnop-odessa.gov.ua/).
Внеплановую проверку Гоструда проводит в форме инспекционных посещений. Такие проверки проводятся без предупреждения, но могут осуществляться исключительно на основаниях, указанных в Порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденном постановлением КМУ № 295 от 26.04.2017 г. (Порядок №295)
Такими основаниями является:
- обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;
- обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
- решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;
- решение суда;
- сообщение правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
- сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;
- информация Госстата, Государственной фискальной службы, Пенсионного фонда Украины;
- информация профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Обращаю Ваше внимание, что во время проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения. Повторное проведение внеплановой проверки по тому же факту, который был основанием для уже проведенной внеплановой проверки, запрещается.
Когда на предприятие пришла внеплановая проверка Гоструда, первый вопрос, который возникает: допускать или не допускать к проведению проверки?
Здесь стоит задуматься, так как неправомерный отказ в допуске к проверке может привести к наложению штрафа в размере 417 300 грн.
На что в первую очередь нужно обращать внимание?
Для начала необходимо проверить у инспектора Гоструда наличие документов, к которым относится:
- удостоверение утверждённого образца;
- направление на проверку.
Если такие документы у него имеются, то необходимо внимательно изучить направление на проверку: подпадает ли основание, указанное в направлении под основания, указанные в Порядке № 295.
В случае, если документы у инспекторов Гоструда оформлены верно, то необходимо допустить их к проверке. Исполнительные органы городских советов городов областного значения (в Одессе это Департамент аналитики и контроля Одесского городского совета) и объединенных территориальных общин наделены полномочиями в части проверок соблюдения законодательства по труду аналогичными Государственной службе по вопросам труда. Что касается Государственной фискальной службы, то данное ведомство проводит фактические проверки.
Основанием для проведения проверки фактической в части использования труда без надлежащего оформления трудовых отношений может стать:
- выявление нарушений по результатам предыдущей проверки (однократно в течение 12 месяцев);
- наличие информации об использовании наемных работников без соответствующего оформления, выплаты зарплаты без уплаты налогов.
Как мы видим, в данном случае закон не конкретизирует от кого и в каком порядке должна быть получена такая информация, а потому основанием для проверки может стать практически любая служебная записка сотрудника самой же налоговой службы.
Особенность фактической проверки налоговой заключается в том, что она проводится двумя или более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя, по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, нахождения хозяйственных или других объектов права собственности.
Следует обратить внимание, что часто представители ДФС утверждают, что фактическая проверка может проводиться и без присутствия представителя работодателя, однако такое утверждение справедливо только при фактической проверке соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций и не применимо к фактическим проверкам вопросов трудоустройства.
По времени суток, когда может производиться проверка, теперь НКУ не содержит таких ограничений, однако в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» по общему правилу все контрольные мероприятия должны осуществляться в рабочее время субъекта хозяйствования.
До проведения проверки проверяющие обязаны ознакомить субъекта хозяйствования с приказом о проведении проверки, а так предъявить направления на проверку и свои служебные удостоверения. Иными словами, проверка считается начатой с момента получения вышеупомянутых документов, а потому очень важно зафиксировать точное время начала проверки, поскольку все доказательства, собранные проверяющими до момента начала проверки, являются недопустимыми.
Основаниями для недопуска к проверке являются:
- непредъявление проверяющими вышеупомянутых документов;
- отсутствие в документах необходимых реквизитов или иные нарушения допущены при их оформлении;
- отказ зарегистрироваться в журнале регистрации проверок.
Подробнее об основаниях, порядке проведения проверок и обжаловании их результатов спикеры расскажут на форуме «Защита бизнеса 2019», который состоится 20 апреля по адресу проспект Шевченко, 4а.
Похожие сатьи
Услуги юридической компании Доминанта
Оставить комментарий:
Контакты
Выберите город
-
Одесса
пр-т Гагарина, 12А,БЦ «Шевченковский», эт. 12